Главная страница » Галерея » Полезные материалы » Выбор катушки для ловли спиннингом

Современные рыболовные катушки имеют так много высоких технологий, что начинающему рыболову сложно разобраться в терминах. Каждому рыболову необходимо знать, что в современной качественной катушке должно быть обязательно, а от чего можно отказаться.

Разобранная серебряная катушка
Разобранная катушка

Тормоз

Современная спиннинговая катушка может быть с передним тормозом и с задним, а также с неким устройством (чаще всего это бейтранер) для быстрого изменения усилия тормоза прямо во время выуживания трофея. Тормоз на катушке отвечает за прокручивание шпули с леской с определенным усилием, при сильном рывке шпуля начинает проскальзывать и леска не наматывается, а стравливается с катушки. Это необходимо при ловле сильной рыбы, чтобы в рывке она не оборвала снасть. Если катушка некачественная, то тормоз на ней регулируется плохо, рывками, с провалами или имеет очень узкий диапазон. Такую катушку лучше не покупать.

Катушки с передним тормозом компактней. Они лучше подходят для легких удилищ с компактными ручками. Но задний тормоз позволяет немного играться усилием прямо во время ловли, хоть это и неоперативно, но многим, особенно начинающим рыбакам, такая возможность нравится. Передний тормоз (обычно тормоз на катушке называется фрикционом) во время ловли недоступен, так как вокруг него крутиться ролик лескоукладывателя.

Бейтранер

Устройства для быстрого изменения усилия на тормозе катушки – это бейтранеры или дополнительные регуляторы усилия тормоза. Катушка с бейтранером имеет два тормоза, передний и задний, с раздельной регулировкой, а также рычаг, который позволяет рыболову мгновенно переключиться с одного тормоза на другой.

Говорить о том, что бейтранер мгновенно отключает тормоз, нельзя, он переключает усилие на другой вспомогательный тормоз, заранее настроенный рыболовом на более легкое сбрасывание лески. Это очень важно при ловле крупной рыбы на тонкие лески.

Бейтранер не единственное решение, так как его стоимость достаточно велика, производители стали делать катушки с одним задним тормозом и дополнительным рычагом – быстрым регулятором тормоза. В таком тормозе реализовано два разных усилия торможения, мгновенное переключение между которыми выполняется специальным рычагом, но при этом разность усилий регулировать нельзя. Это вполне приемлемое решение для ловли крупной рыбы с бюджетной снастью.

Обратный ход

Следующим важнейшим фактором в делении катушек по классам является стопор обратного хода. Устройство, которое позволяет остановить вращение лескоукладывателя в обратном направлении, например, при поклевке. Есть две его разновидности – мгновенный стопор на основе роликового подшипника и классическая трещотка.

Мгновенный стопор обратного хода – наилучшее решение для любой катушки, он позволяет моментально выполнить подсечку даже при слабой поклевке. Это сложная конструкция высокого качества изготовления, требующая регулярного ухода, и сильно удорожает катушку.

Классическая трещотка имеет небольшой обратный холостой ход, что дает небольшую задержку в подсечке. Производители устанавливают спаренные, смещенные друг относительно друга, трещотки – это позволяет сделать шаг холостого хода незаметным, не уменьшая размер зубьев самой трещотки. Положительно сказывается и на прочности конструкции, и на скорости подсекания.

Вал разобранной серебряной катушки
Вал катушка

Другие опции катушки

Дополнительные опции:

  • наличие запасных шпуль;
  • специальная форма ролика лесоукладывателя, которая препятствует закручиванию лески;
  • покрытие оксида титана на всех контактирующих с леской деталях;
  • удобные ручки и прочие технические решения и дизайнерские изыски не могут принципиально улучшить катушку.

Чем больше таких опций, тем приятней рыболову, но и цена катушки растёт. Выбор тут каждый делает сам.

Подшипники

Катушки с большим количеством подшипников будут долговечней, тише в работе и будут обладать более легким ходом. Причем последнее (легкий ход) действительно имеет практическое значение для рыболова. От легкости катушки будет зависеть, на сколько точно рыболов будет контролировать игру приманки и снасти в целом. Опытному рыболову с более легкой по ходу катушкой работать приятней. Кроме количества подшипников надо учитывать качество и вид этих подшипников. Есть роликовые подшипники качения, шариковые и подшипники скольжения.

Подшипник скольжения из некачественных материалов в современных катушках практически не применяется, за исключением совсем бюджетных моделей малоизвестных производителей. Если в современных катушках бюджетного или среднего класса стоят подшипники скольжения, то это качественные втулки из бронзы или латуни.

В любом случае, на основном валу ротора лесоукладывателя будет стоять один шариковый подшипник качения. Высокое трение в таких подшипниках лишает катушку легкости хода, хотя при этом сам ход может быть достаточно плавным.

Шариковые подшипники качения устанавливаются во всех современных моделях катушек, невзирая на уровень бренда. На цену влияет качество и количество этих подшипников. Чем больше подшипников, тем лучше. Серьезный недостаток шарикового подшипника – сильный износ при перекосе и боковых нагрузках. А именно такие нагрузки возникают на основном валу ротора лескоукладывателя.

Роликовый подшипник скольжения обладает выдающимися характеристиками по сопротивлению перекосам и боковым нагрузкам и именно он подходит для ротора лескоукладывателя. Такие подшипник дороги в производстве и редко встречаются в бюджетных моделях катушек.

Вывод

В итоге неважно, сколько стоит катушка и какие названия для своих технологий придумал производитель, всегда можно подобрать достойный вариант даже из бюджетного класса. Начинающему рыболову можно не гнаться за количеством подшипников и мгновенным стопором обратного хода, но сменная шпуля в комплекте и роликовый подшипник на роторе не будут лишними. В начале пути рыболову вряд ли придется бороться с рекордными экземплярами рыбы, вникать в мельчайшие нюансы игры дорогих элитных приманок.


Как ловить судака в августе? Читать здесь.